Он не врет, а фантазирует

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска Саратовской области"

Он не врет, а фантазирует

 

 

Малыши до 3х лет не умеют врать вообще. У них не настолько развито логическое мышление, чтобы придумать схему обмана, и не такая  богатая фантазия, чтобы разукрасить эту схему живописными деталями. Крохи, что видят, то и говорят: «Мячик упал - ваза разбилась».

Ложь дошколят скорее фантазии, чем преднамеренный обман. Они уже способны представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что говоря неправду, нарушают моральную норму.

Примерно с 8-9 лет дети начинают понимать, что лгать плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому что на вруна нельзя положиться, ему не доверяют, с ним не хотят дружить. И, тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Они все так же жаждут признания сверстников и боятся наказания родителей. Причем, как показали исследования, дети из неблагополучных семей лгут чаще. В эти годы вся жизнь ребенка крутится вокруг успехов в учебе. Они настолько важны, что дети готовы идти на подлог и обман с отметками, лишь бы не оказаться в глазах окружающих неудачниками. А отпрыскам неблагополучных семей объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, вот они и поддерживают свое реноме ложью. Но если их поместить в другую  ситуацию, где школьные успехи не будут важны, не факт, что они будут так же  много обманывать.

 Появляется и новая причина лжи – подражание родителям. Если мама говорит по телефону, что папы нет дома, хотя на самом деле он  тут, или учит сына: «Давай скажем бабушке, что мы забыли…» - ребенок мотает такие модели поведения на ус.

Что делать с лгунишками этого возраста?

·         Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя со сверстниками, ему нужна зона успешности, в которой он бы превосходил друзей. Что у вашего получается лучше всего? Может, учить его музыке или отдать в его полное распоряжение компьютер, или записать в студию танца.

·         Не берите на себя роль контролера и оценщика учебных достижений. Оставьте ее учителю. Вы же все равно свое чадо любите, какие бы отметки он из школы не приносил. Вот и говорите ему это почаще.

·         Следите за собой. Ведь дети перенимают от нас не только хорошее.

 

Подросток уже способен предугадать, что случиться, если его ложь откроется. Он осознанно делает выбор: я знаю, что могу потерять уважение и доверие других, но… какие причины заставляют его рисковать репутацией?

Он защищает свой внутренний мир от нетактичного вторжения взрослых. Повзрослевшие дети не хотят, чтобы мы видели их душевные переживания, выпытывали заветные  тайны.

Если  мы не помогли им в детстве создать зону успешности, они будут продолжать кормить баснями своих друзей. Хвастовство у такого подростка может превратиться в особенность характера.

В этом возрасте остро воспринимается двойная мораль. Взрослые становятся объектом внимательного наблюдения и оценки, и если мы считаем себя в праве в каких-то ситуациях кривить душой, а от подростка требуем правдивости, он кипит от возмущения. И с легкой совестью обманывает нас.

Что делать с завравшимся отроком?

·         Прежде всего, уважать его внутренний мир. Да, это ваш ребенок, но уже взрослый настолько, чтобы иметь свои тайны. Не надо без стука входить в его комнату.

·         Еще не поздно помочь ребенку найти себя в чем-то, тогда он не будет в группе ровесников стремиться к мнимой славе.

·         Схема «что позволено Юпитеру, не позволено быку» больше не пройдет пора общаться на равных.

 

По материалам статей

кандидата психологических наук А.М. Малявкиной

Дата последнего обновления страницы 06.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»